Поиск
Главная страницы E-Mail Карта сайта
Вход
для пользователей




// china-russia.edu.ru / о Китае / по-русски chinees 中文
Почтовая рассылка    
 
 
 

Партнерские университеты    
 
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
 
 


История

Археологические находки показывают, что самым древним из известных предков китайцев является синантроп, или "пекинский человек", живший в среднем плейстоцене (ок. 400 тыс. лет назад). Его останки были найдены в пещере Чжоукоудянь в 40 км к юго-востоку от Пекина. Вероятно, синантроп пришел с северо-востока. Синантропы питались как растительной пищей, так и мясом животных, изготавливали орудия из камня и кости, одевались в шкуры, возможно, умели добывать огонь.Другие подвиды Человека прямоходящего были найдены в Юаньмоу и Ляньтяне, их возаст может доходить до 1,7 миллионов лет.

Довольно много данных было получено относительно трех культур. Первой и самой значительной была северная, которая охватывала большую часть нынешней Внутренней Монголии и простиралась до теперешнего Харбина на севере Маньчжурии. Второй была западная, существовавшая несколько позже на территории нынешней Сычуани. И, наконец, третьей является южная культура, располагающаяся на территории современного Гуанси-Чжуанского автономного района. Развитие первых двух из названных культур прослеживается вплоть до исторических времен.

Историки выделяют два этапа, которые привели к формированию китайской цивилизации. Оба они относятся к эпохе неолита. Первому этапу соответствует культура Яншао (3 - 2 тысячелетия до н.э., названа так по месту первых находок в провинции Хэнань). Размещение поселений этой культуры свидетельствует о том, что люди обитали на территории, простирающейся от нынешней провинции Ганьсу на западе до южной части Маньчжурии на востоке. Самые древние центры этой культуры находились в центральной части провинции Хэнань, а более поздние - ближе к периферии. Характерной чертой культуры Яншао является цветная керамика исключительной красоты. Формы и роспись керамических изделий имеют сходство с некоторыми образцами, обнаруженными на западной окраине Центрально-Азиатского степного пояса, а также в Персии и на юге России. Кроме того, налицо поразительное сходство находок в Яншао с керамикой, обнаруженной в древнейшем центре изготовления керамических изделий - долине Улуа в Гондурасе, которые, в свою очередь, оказали влияние на технику изготовления керамики народом майя, а значительно позже - индейцами пуэбло. Другими характерными чертами культуры Яншао, которые сохранились и сыграли свою роль в становлении китайской цивилизации, явились различные инструменты и оружие, а также возделывание риса.

 Еще одна археологически подтвержденная культура эпохи неолита - Луншань, - получила свое название по месту в провинции Шаньдун, где были обнаружены первые свидетельства ее существования. Поселения Луншаньской культуры имеются и в других районах провинции Шаньдун, и, кроме того, в провинциях Хэнань и Аньхой. В центральной части Хэнани, где культуры Яншао и Луншань накладываются друг на друга, первая определенно относится к более раннему периоду. Здесь тоже присутствует керамика, но особое внимание привлекают фрагменты тонкостенной (иногда толщиной с яичную скорлупу) чернолаковой посуды. Установлено, что поселения луншаньского типа представляли собой деревни или маленькие города, зачастую расположенные на расстоянии прямой видимости друг от друга, на вершинах или склонах холмов, примыкающих к речным долинам. Дома сооружались из утрамбованной земли и белились мелом. В помещении имелась обогреваемая лежанка-кровать, наподобие существующей в настоящее время в домах Северного Китая. От Луншаньской культуры древний Китай унаследовал использование для гадания лопаточных костей различных животных. На отдельных костях были обнаружены вырезанные значки, которые считаются предшественниками китайской письменности.

Первые китайские династии

Династия Ся 

Человек по имени Юй считается основателем первой китайской династии Ся. Она существовала в период с 21века до 16 века до н. э. В эпоху Ся сменилось 14 поколений, она длилась приблизительно 500 лет, во времена Ся правили 17 монархов. Центр Ся был расположен на стыке южной оконечности нынешней провинции Шаньси и западной оконечности нынешней провинции Хэнань.

Создание эпохи Ся ознаменовало завершение многовекового периода первобытнообщинного строя и формирование института частной собственности. С тех пор Китай вступил эпоху рабовладельческого строя.

Орудия для труда, характерные для эпохи Ся, были изготовлены, главным образом, из камня, также в ходу были предметы, изготовленные из костей животных и раковин. На фундаментах и стенах гробниц сохранились следы деревянного орудия. Были в ходу также керамические и нефритовые изделия. Те времена характеризуются расцветом в ремесленном производстве.

В древних книгах есть упоминания о календаре эпохи Ся. Он свидетельствует о том, что в эпоху Ся люди были способны определять месяцы года с учетом движения созвездия Большой Медведицы. Это самый ранний календарь в Китае

Для завершающего этапа эпохи Ся характерны политические смуты, которые обострили классовое противоречия. Один из феодальных владык, правитель области Шан, положил конец династии Ся и стал основателем новой династии. Так и закончилась эпоха Ся.

  

Династия Шан-Инь

Эпоха Шан была основана в 16 веке до н. э. и завершилась в 11 веке до н. э. Ее правление длилось приблизительно 600 лет. После того как Ли (правитель государства Шан-Инь) сверг династию Ся и принял имя Тан, на первый план выдвинулись новые социальные факторы. Охотничьи племена Шан, скорее всего, пришли из северных районов Центрального Китая. Их характерными особенностями были тотемизм и матриархальные отношения.

Территория, которая находилась под управлением Тана, охватывала значительную часть современного Китая. Центр ее располагался в Хэнани, на западе она включала центральные и южные части современных провинций Шаньси и Шэньси, на юге занимала территорию провинции Хубэй до самой реки Янцзы, а, возможно, и южнее. Наконец, на востоке она распространялась на южную часть провинции Хэбэй, большую часть провинций Шаньдун и Аньхой и часть провинции Цзянсу. Управление столь обширной территорией предполагало частичное делегирование административных полномочий местным правителям.

В первые годы Шан столица этой династии не раз переносилась. В конце концов столица Шан была утверждена в местности Инь ( около нынешнего города Аньян провинции Хэнань).

Период правления династии Шан характеризуется развитием аристократического общества, основной социальной структуры которого была семья. В этот период китайцы уже умели выращивать шелковичных червей и знали шелковые ткани. С тех пор история Китая вступила в цивилизованную эпоху.

История династии Шан-Инь подтверждена целой серией археологических данных. В конце 19 века были найдены гадальные кости. Помимо этого, до нас дошли и бронзовые ритуальные сосуды времен династии Шан. Технология литья бронзы в то время уже достигла высокого уровня.

 

Династия Чжоу

 

Шаньское государство прекратило свое существование в результате нанесенного им поражения племенами чжоу. На смену эпохам династии Ся и Шан пришла эпоха Чжоу. Это третья эпоха китайской древности, начавшаяся в 1027 г. до н.э. В 256 г. до н.э. Эпоха Чжоу длилась 770 лет.

Период правления династии Чжоу делится на так называемые Западное и Восточное Чжоу, что связано с переездом правителя Чжоу в 770 году до н.э. под угрозой нашествия варварских племен из Цзунчжоу - первоначальной столицы государства - в Чэнчжоу.

В период Чжаньго для Китая наступил железный век. В это время расширяются сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, развиваются ремесла, происходят революционные изменения в военном деле.

Обширная территория государства Чжоу, охватывавшая практически весь бассейн Хуанхэ, со временем распалась на множество соперничающих между собой самостоятельных государственных образований. В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств.

Постепенно в результате ожесточенного соперничества верх стало одерживать самое западное - Цинь.. Так, в результате успешных войн, завершилась эпоха феодальной раздробленности.


  

Китайская Империя

Династия Цинь

Переход территории Китая под управление династией Цинь (221-207 года до н.э.) означало объединение ранее разрозненных земель в единое целое. Император создал стройную систему централизованной администрации. Вся страна была разделена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с очертаниями прежних царств и княжеств. А во главе их стояли "цзюньшоу" (губернаторы). Области делились на уезды --- "сянь" во главе с "сяньлинами", а уезды ("сянь") на волости ("сян") и более мелкие единицы --- "тины". В каждом "тине" было по 10 общин --- "ли". Все крестьяне империи получили наделы земли. В период правления Цинь Шихуан-ди в стране были развернуты большие строительные работы: строились почтовые тракты, создавались оросительные системы, возводились оборонительные сооружения. Огромные по протяженности участки защитных стен, сооружение части которых производилось еще до эпохи Цинь, были соединены и продолжены, образовав Великую Китайскую стену.

При Цинь была унифицированы китайская письменность, судебная и идеологическая системы. Последняя утверждала господство легизма, который превратил династию Цинь в великую и могучую систему правления. Кроме того, при династии Цинь была введена единая система мер и весов. Первый император также ввел единое денежное обращение с целью создания благоприятных условий для экономического развития и укрепления центральной власти.

Во времена правления династии Цинь увеличилась территория государства; в его состав теперь входила значительная часть Китая. Вся тяжесть ведения войн, строительства Великой стены, дворцов, дорог и т. п. ложилась на плечи крестьян, которые подвергались жестокой эксплуатации. Следствием этого были крупные крестьянские восстания, под ударами которых и пала династия Цинь.

 

Династия Хань

Династия Хань продержалась на китайском троне с 202 года до н.э. по 220 год н.э. Эта вторая в истории Китая Империя была основана выходцем из среднего чиновничества Хань ---Лю Бан (Гао-цзу). Гао-цзу укрепил центральную власть и повел курс на восстановление благосостояния страны. Народ при династии  Хань жил в достатке, сменив легизм, конфуцианство стало стратегией управления государством,.

Благодаря стабильности политики и экономики быстро развивались торговля, культура, ремесло и естественные науки. Династия Хань через великий Шелковый путь установила обмен в культуре и торговле со странами Западной Азии. В 105 г. возникло производство бумаги. С тех пор Китай отказался от применения бамбуковых дощечек для письма. Появились научные приборы: армиллярная сфера и теллурий --- прибор для наглядной демонстрации движения Земли вокруг Солнца. Кроме того,  известный всему миру врач Хуа То, впервые проводит операции больных под наркозом.

Территория ханьской империи значительно увеличивается в размерах. Так, были уничтожены вьетское государство Намвьет (территория современной провинции Гуандун, Гуанси-Чжуанского автономного района и север Индокитайского полуострова), вьетские государства в южных частях современных провинций Чжэцзян и Фуцзянь, корейское государство Чосон, присоединены земли на юго-западе, сюнну оттеснены далее на севере.

Однако тот период не был однородным. В период правления династии Хань во властных структурах особо важную роль играли три группы. Поскольку родственники царствующей особы по закону не могли занимать высшие государственные должности, последние были заполнены представителями более низкого семейного клана, т.е. клана жены императора или супруга императрицы. Вторую по значимости группу во властной структуре императорского двора составляли дворцовые евнухи, которые обладали весьма значительной властью. Третья группа состояла из столичных ученых-конфуцианцев. Междоусобная борьба между этими тремя группами иногда была очень дорогостоящей и кровавой. Династия постепенно становилась все более слабой, пока не была окончательно свергнута в результате многочисленных мятежей провинциальных военачальников.

 

Династия Цзинь и эпоха Южных и Северных династий

 

С 220 н.э. на территории Китая, за исключением коротких промежутков времени, одновременно существовало несколько государств, и в стране наступил период раскола. Начало этому периоду положила т.н. эпоха "Троецарствия". Существенное влияние сохраняло расположенное на северной равнине царство Вэй, но с ним соперничали царство Шу в бассейне верхнего течения р.Янцзы на западе и юго-западе Китая и царство У, с центром в долине нижнего течения р.Янцзы.

Династия Западная Цзинь положила конец эпохе "Троецарствия". Но период объединения страны при династии Западная Цзинь был коротким (с 265 по 316 г.), а затем снова наступил раскол. Междоусобная борьба продолжалась почти 15 лет, и Китай оказался незащищенным на Севере перед нашествием кочевников.

В этот период экономика на Юге быстро развивалась. В долине р. Янцзы неустойчивые власти разных династий быстро сменяли друг друга. Наплыв китайских мигрантов с Севера оказал существенное влияние на развитие региона. Южный Китай стал опережать Северный в экономической, политической и культурной областях.

Развивались и внешние связи Китая, были установлены тесные контакты с Японией, Северной Кореей, Средней Азией и регионами Восточной и Южной Азии

Эпоха Южных и Северных династий (420 --- 589 гг.) --- это период "Нань Бэй чао". Это было смутное время противостояния Севера и Юга.

 

Династия Суй

Династия Суй управляла страной с 581 по 618 годы н.э , ее основателем считается Ян Цзянь, знаменитый Вэнь-ди. Он завоевал остававшиеся под властью варваров северные земли, а затем присоединил к империи и Юг страны.

Эта династия создала такую управленческую систему, которая оказалась способной обеспечить целостность империи. Был разработан и осуществлен план сооружения Великого канала, который соединил р. Хуанхэ и другие речные системы Севера с реками Хуайхэ, Янцзы и с южными провинциями. Система государственных экзаменов с целью отбора чиновников на должности в Суйский период достигла совершенства.

Однако дорогостоящие и неудачные завоевательные походы привели страну к истощению. Расточительство легло дополнительным бременем на экономику. Правители династии Суй не смогли четко определить свои позиции в отношении конфуцианства, буддизма и других философских школ.

 

Династия Тан

С приходом к власти династии Тан (618-907 годы) начался один из самых благоприятных периодов в китайской истории. Деятельный и гуманный характер правления основателей династии - Гаоцзу и его сына Тайцзуна позволили восстановить империю. Так называемые Западные регионы были присоединены к владениям Китая Кроме того, были расширены границы на Северо-Востоке страны; к имперским владениям была присоединена Корея. На юге была восстановлена власть Китая над Аннамом. Поддерживались отношения с другими странами Юго-Восточной Азии. Таким образом, территория страны по своим размерам стала почти равной территории Китая периода расцвета Ханьской династии.

Экономические и административные нововведения династии Суй были восприняты и закреплены в танскую эпоху. Был введен в действие новый порядок долговременного владения землей, в соответствии с которым образование крупных земельных владений было ограничено, а крестьяне получили возможность поддерживать стабильный уровень жизни. Наиболее значимым достижением стала созданная в Танскую эпоху правовая система, которая, в конечном счете, порвала с нигилизмом периода Цинь. Был сформулирован обязательный свод социальных традиций и правил поведения, пропитанных духом конфуцианства. Танская эпоха стала свидетельницей расцвета китайского искусства и литературы. Особое развитие получили классическая живопись, такие искусства, как музыка, танец и опера, производились великолепные керамические изделия, был открыт секрет белого полупрозрачного фарфора. Наблюдался прогресс в науке - преимущественно в астрономии и географии. Были изобретены полиграфия и порох, введены бумажные банкноты и изобретен примитивный печатный станок.

Тем не менее, несмотря на некоторые нововведения танским императорам не удалось установить полный контроль над армией. Позиции двора ослабевали, а могущество местных военных лидеров продолжало расти. Итогом этого процесса стали восстания и мятежи, которые привели к крушению династии Тан.

 

Эпоха пяти династий и десяти царств

 

  • Поздняя Лян (907-923)         
  • Поздняя Тан (923-936)
  • Поздняя Цзинь (923-947)
  • Поздняя Хань (947-950)
  • Поздняя Чжоу (951-960)     

                                                                   

Пять династий и десять царств - эпоха политических переворотов в Китае, начавшаяся со свержения династии Тан и закончившаяся установлением династии Сун. За это время на севере страны быстро сменились пять династий, и было основано более 12 независимых царств, преимущественно на юге. Политический распад сопровождался беспрерывными войнами, приводившими к смене правителей и падению царств. Армия становится опорой правителей, иногда выдвигает и смещает их по своему усмотрению. Вооруженными отрядами обзаводятся провинциальные чиновники, деревенские общины и даже монастыри. К концу означенного периода, вошедшего в историю как период пяти династий, все больший вес приобретает дворцовая гвардия. В аппарате управления империей 2/3 составляли военные чины.

В этот беспокойный период китайской истории были введены бумажные банкноты и изобретен примитивный печатный станок.

 

Династия Сун

 

В 960 году военачальник Чжао Куан-инь основывает династию Сун (960-1127 годы). В течение всех трех столетий правления этой династии на Китай успешно осуществлялось давление со стороны северных степных народов.

Особую опасность для Китая того периода представляла протомонгольская этническая общность киданей, соседствовавшая с Китаем на северо-востоке. Кидани довольно успешно отторгли часть китайских территорий (часть современных провинций Хэбэй и Шаньси). Не сумев справиться с соседями и вернуть утраченные территории, Сунская империя была вынуждена пойти на подписание в 1004 году мирного договора и согласиться на выплату дани. В 1042 году дань была увеличена, а в 1075 году Китай отдал киданям еще часть своей территории.

Кроме того, сунскому Китаю того периода также приходилось платить дань серебром и шелком новообразовавшемуся сильному государству тангутов (Западное Ся). Тангуты отторгли от Китая часть современной провинции Шэньси, целиком территорию современной провинции Ганьсу и Нинся-Хуэйского автономного района.

Однако, несмотря на вынужденные территориальные уступки соседям, период Сун считается эпохой экономического и культурного расцвета Китая.

В 12 веке Китай отдает еще большую часть своей территории новым захватчикам - южноманьчжурским чжурчжэням, создавшим на основе уничтоженной ими в 1125 году империи киданей новое государство (после - империю) Цзинь. В 1127 году чжурчжэни захватывают столицу империи Сун - Кайфын и берут в плен императорскую семью. А уже в 1141 году был подписан мирный договор, согласно которому Сунская империя признала себя вассалом империи Цзинь и обязалась платить ей дань.

 

Монгольская династия Юань

 

Сунская династия завершила свое правление с приходом монголов, вождь которых Чингисхан к тому времени осуществил успешные завоевательные походы в Западную Азию. Внук Чингисхана - Хубилай присоединил Китай к владениям империи монголов и стал основателем монгольской династии на китайской земле. Монголы рассматривали Китай преимущественно в качестве объекта эксплуатации, почти не обращали внимания на китайские традиции и ввели в стране новую иерархию, в которой все высшие посты были заняты самими монголами. На следующем уровне находились иностранцы, которых монголы использовали на высших административных должностях. Рангом ниже стояли китайцы-северяне, земли которых были отвоеваны у империи Цзинь. Наконец, низшую и самую презираемую группу составляли китайцы-южане, бывшие подданные Сунской империи.

На материке монголам удалось вернуть все территории, утраченные Китаем в сунскую эпоху, и даже присоединить земли, прежде никогда не принадлежавшие китайцам. Монголы покорили китайское государство Наньчжао на территории современной провинции Юньнань. Завоевание Тибета было осуществлено без особых военных усилий, и тибетские монахи стали играть значительную роль в культурной и политической жизни столицы.

В этот период на Восток начали прибывать первые христианские миссии, и монголы не только терпели их присутствие, но даже оказывали им поддержку.

Из стратегических соображений монголы основали свою столицу на месте нынешнего Пекина. Затем они обратились к старой китайской идее соединения столицы с более преуспевающими в экономическом отношении регионами при помощи Великого канала. Таким образом, долина нижнего течения р.Янцзы сохранила свое положение главного экономического центра, а вместе с тем и главного источника богатств и талантов.

Империя монголов начала рушиться после смерти Хубилая в 1297 году, и торговые пути вновь стали небезопасными. Несколько позже монголов изгнали за пределы Китая, а династия Мин воцарилась сначала в Нанкине, а потом - в Пекине.

Династия Мин

 

Чжу Юаньчжан, ставший основателем Минской династии, не был представителем шэньши и считал интересы этого сословия, а равным образом и господство чиновничества в управлении страной опасными для той формы государственного аппарата, которую он собирался создать. Никогда еще с подданными страны не обращались с такой жестокостью. Наказание ударами палки высокопоставленных чиновников в присутствии всего двора стало обычной практикой.

Деспотический режим мог сохраняться лишь во времена правления сильных и энергичных императоров. Однако вскоре правителей стала привлекать роскошь дворцовой жизни, и власть оказалась в руках евнухов. Время от времени между чиновничеством и евнухами вспыхивали ожесточенные схватки, в которых обычно поражение терпели конфуцианцы, как это уже случалось в годы правления императоров династии Хань.

Со временем Минам удалось восстановить власть империи над большей частью своих бывших территорий на северо-западе. Получили дальнейшее развитие и внешнеторговые связи. При поддержке двора китайские торговые суда достигали даже берегов Африки. Такие не связанные с сельскохозяйственным производством сектора экономики, как горное дело и металлургия, также получили значительное развитие.

В 16 веке происходит первая попытка усилившейся Японии вторгнуться в Китай и Корею. В это же время в Китай проникают европейцы - португальцы, испанцы, голландцы. В 1557 году Португалия овладела на правах "аренды" китайской территорией Аомынь (Макао). В Китае появляются и христианские миссионеры - иезуиты. Они привезли в Китай новые инструменты и механизмы - часы, астрономические приборы, наладили здесь производство огнестрельного оружия.

Вскоре у северо-восточных границ Китая возник новый и могущественный противник. Вождь потомков чжурчжэней Нурхаци в 1616 объявил себя ханом и основал династию Цзинь ("Золотая"). Таким образом была создана маньчжурская империя, которая была типичной приграничной империей, однако почти случайно маньчжурам удалось пробиться через проходы в Великой Китайской стене. После этого исход борьбы был предрешен. Даже такие отдаленные провинции, как Юньнань и Гуйчжоу, в конечном счете оказались в руках захватчиков. Преемник Нурхаци Абахай в 1636 провозгласил себя императором, а маньчжурскую династию переименовал в Цин ("Светлая").

Династия Сун

 

К концу 18 в. империя Цин распространила свою власть на северо-западные территории, некогда принадлежавшие империи Хань. К ним добавились Внутренняя и Внешняя Монголия на севере, присоединенные в результате военных экспедиций или путем переговоров. Протекторат над Тибетом был восстановлен, а некоторые гималайские государства были превращены в вассалов. Был установлен суверенитет Китая над Кореей и рядом стран Юго-Восточной Азии.

Во время правления династии Цин упрочились контакты Китая с Западом, и в страну стали проникать западные религия, культура и технические достижения. С помощью европейских астрономов был разработан китайский календарь, европейские географы создали карты Китая. Европейские мастера отливали китайские пушки, а европейские архитекторы строили китайские дворцы. Китайские пейзажи рисовали европейские художники. Наконец, уровень сельскохозяйственного производства поднялся на новую высоту при помощи европейских агрономов.

Последние годы существования династии Цин заслуживают отдельного рассмотрения. Плохое управление внутри страны и неспокойная обстановка в сельских районах, усугубляемые беспрецедентным ростом численности населения, привели к грандиозному восстанию, которое в середине 19 в. приобрело характер революции.

 
Copyright 2007-2013, ИСС МП. Все права защищены.
По вопросам использования информации пишите info@usa-russia.edu.ru