Поиск
Главная страницы E-Mail Карта сайта
Вход
для пользователей




// china-russia.edu.ru / Китай / по-русски chinees 中文
Почтовая рассылка    
 
 
 

Партнерские университеты    
 
Санкт-Петербургский государственный университет
 
 


Система образования Китая

Система образования в Китае включает в себя базисное образование (дошкольное, общее начальное и среднее), среднее профессионально-техническое, общее высшее образование и образование для взрослых.

 

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в начале июля. Также студенты имеют длительные зимние каникулы, которые длятся с конца декабря и приблизительно до начала февраля (китайский новый год).

Дошкольное образование (Preschool education).

Дошкольными учреждениями в Китае являются детские сады (Preschool, Kindergarten, Nursery school). Туда принимают детей в возрасте от 3 до 6 лет. В стране насчитывается около 150 тысяч детских садов. Детские сады делятся на государственные и частные.

Начальное образование (Primary education)

Начальное образование (Primary education) дети получают в шестилетних общеобразовательных начальных школах (Primary school) с полным днём обучения. В учебные программы включены такие предметы как нравственное воспитание, китайский язык, политика, история, география, физика, химия, биология, физкультура, музыка, искусство, трудовые навыки и др. Дети, окончившие начальную школу, могут без приёмных экзаменов поступить в средние школы по месту жительства.

Общее среднее образование (Secondary education)

Общее среднее образование (Secondary education) предлагают общие средние школы. Обучение поделено на две ступени. Средние школы 1 ступени (Junior middle school) дают неполное среднее образование. Срок обучения в них составляет три года.

На этом этапе заканчивается девятилетнее обязательное образование. Получение дальнейшего образования – в средних школах 2 ступени и высших учебных заведениях уже не является обязательным для граждан КНР. 

Средние школы 2 ступени (Senior middle school) дают полное среднее образование, после которого выпускники могут продолжать обучение в университетах. По окончании школы ученики сдают выпускной экзамен, результаты которого определяют их шансы на зачисление в тот или иной университет.

В сфере среднего образования по-прежнему действуют ведомственные ограничения на прием иностранных студентов. В частности, не все школы КНР вправе принимать на учебу иностранных школьников, такое право имеют только ведущие школы, так называемые key-school.

Для иностранных школьников в КНР существует ряд требований и ограничений. В частности, согласно законодательству КНР, у иностранного школьника (при отсутствии родителей в Китае) обязательно должен быть официальный опекун/попечитель.

Высшее образование (Higher education)

Вузы Китая (University, college, etc.) разделены на несколько иерархических категорий по степени престижности. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене, выпускники могут претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей категории или более низкой категории. Поступление в китайские университеты происходит в условиях жесткой конкуренции: конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место.

Университеты обеспечивают три уровня высшего образования:

Первая ступень предполагает 4-5 лет обучения и заканчивается присвоением степени бакалавра (Bachelor`s degree). На программы бакалавриата принимаются студенты от 18 до 25 лет, окончившие полную среднюю школу.

Вторая ступень рассчитана на 2-3 года обучения и завершается присвоением степени магистра (Master`s degree). На программы магистратуры принимаются студенты до 40 лет, имеющие диплом бакалавра.

Третья ступень предполагает 3 года обучения и завершается присвоением степени доктора, аналогичной PhD (Doctoral degree). Ее получение предполагает сдачу экзаменов по основным предметам учебного курса и выполнение самостоятельного исследовательского проекта. На программы докторантуры принимаются студенты до 40 лет, имеющие диплом магистра.В рейтинговых университетах могут быть установлены дополнительные вступительные требования,такжетребуетсясдачавступительныхэкзаменов. Обучение в университетах Китая ведется на китайском языке, поэтому поступающим необходимо подтвердить свой уровень владения языком для зачисления в университет. Для этого абитуриент должен предоставить в университет сертификат The Chinese Proficiency Test (HSK). Предоставление сертификата HSK не требуется, если абитуриент подает заявление на программу, где обучение ведется на английском языке.

Кредитная система (Credit system)

В большинстве университетов Китая принята не вполне знакомая русским студентам система «кредитов».Это означает, что университеты имеют довольно гибкие учебные планы, предусматривающие перечень изучаемых предметов, точную сумму «кредитов» или «баллов» по каждому предмету, а также общую сумму баллов, необходимую для аттестации по окончанию курса.При этом изучаемые предметы делятся на основные, а также специальные и факультативные. Таким образом, студенты имеют возможность выбирать изучаемые предметы самостоятельно, с соблюдением условия о наборе определенного количества баллов, требуемого согласно учебному плану для аттестации по данной специальности.

Дополнительная специальность (Minor specialty)

Образовательная система в университетах Китая допускает получение студентами дополнительной специальности, отличной от основной изучаемой специальности. Если студент полагает, что он удовлетворяет требованиям учебного плана, он может подавать соответствующее заявление и при условии успешной сдачи экзамена в конце курса, быть аттестованным по второй специальности. В этом случае в получаемом дипломе будет указана сумма баллов не только по основной, но и по дополнительной специальности

Система наставничества (Tutorial system)

Исторически в университетах Китая практикуется система обучения путём прикрепления студентов к отдельным консультантам на ступенях последипломного образования (магистратура, докторантура, аспирантура). В последние 10 лет многие университеты Китая распространяют эту практику и на ступени преддипломного обучения (бакалавриат) с целью укрепления взаимодействия между студентами и преподавательским составом.

Контроль посещаемости (Attendance system)

В университетах Китая в отличие от других стран практикуется строгая политика посещаемости, требующая обязательного присутствия студентов на занятиях. Студенты не должны задерживаться и опаздывать к началу занятий или пропускать занятия без уважительной причины.

Во многих университетах 15-минутное опоздание приравнивается к отсутствию на занятии. При отсутствии более 30% занятий без уважительной причины, студенты могут быть не допущены до экзамена. Более того, при недопуске к экзаменам по трем и более предметам, студент может быть оставлен на второй учебный год. При отсутствии болу 30% занятий по болезни, студенты могут быть также временно отстранены от учебы. Для объяснения причин Вашего отсутствия Вам понадобятся медицинские справки, при условии их предоставления до момента проведения экзамена по данному предмету.

Важность самоподготовки

основными методами обучения в университетах Китая являются лекции преподавателей в классе, самоподготовка и выполнение домашних заданий. Важность таких аспектов как самоподготовка и домашние задания нельзя недооценивать, во избежание неприятных сюрпризов на экзамене. Исторически сложившаяся классическая система обучения в Китае предполагает, что студенты осваивают большое количество материала самостоятельно, чем и обусловлено небольшое количество аудиторных часов в учебных планах, сравнительно с российскими университетами

Среднее профессионально-техническое образование (Vocational education)

Альтернативу общему образованию составляет среднее профессионально-техническое образование (Vocational education). В систему профессионального образования в Китае входят высшие и средние профессиональные школы, средние техникумы, средние школы профессиональной ориентации, центры профессиональной подготовки, школы технической подготовки для взрослых и другие подобные заведения (secondary vocational schools, secondary specialized schools, vocational senior high schools, skilled workers’ schools, vocational and technical institutes, vocational universities).

В отличие от общего образования, основной целью профессионально-технического образования является техническая подготовка специалистов к будущей работе, изучение теоретических основ и развитие практических навыков, относящихся к выбранной профессии, в значительно меньшей степени уделяется внимание общеобразовательным дисциплинам.

Система профессионально-технического образования в Китае подразделяется на три уровня: начальный, средний, высший.

Профессиональные школы начального уровня принимают выпускников общеобразовательной начальной школы – с 12 лет. Обучение в школах начального уровня занимает три-четыре года.

Профессиональные школы среднего уровня принимают лиц с неполным средним образованием (после общей школы первой ступени), то есть лиц, закончивших этап обязательного девятилетнего образования. Обучение в школах этого уровня занимает три-четыре года. Выпускники профессиональных школ готовы к началу профессиональной деятельности по своей специальности.

Профессиональные учебные заведения высшего уровня принимают лиц с полным средним образованием (после окончания школы второй ступени). Задачей образовательных учреждений этого уровня является подготовка всесторонне развитых квалифицированных специалистов в своей области. Программы обучения занимают два-три года. Выпускники ПТУ высшей категории вправе начинать профессиональную деятельность либо поступать в ВУЗы общего профиля для получения степени бакалавра.

 

по материалам: http://www.portalchina.ru, http://forum.my-uni.ru

 

 
Copyright 2007-2013, ИСС МП. Все права защищены.
По вопросам использования информации пишите info@usa-russia.edu.ru